В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее ФЗ-395-1) банковские операции не осуществляются организациями, не имеющими лицензии, которая выдается Банком России в особом порядке. Для чего нужна такая лицензия и каков порядок ее получения?
Для чего нужно лицензировать банковскую деятельность
Организация лицензирования банковской деятельности осуществляется в целях устранения рисков мошенничества и некачественного предоставления услуг в данной сфере. Лицензия подтверждает квалификацию и присутствие капитала у кредитной организации. Регулирование данной деятельности позволяет государству устанавливать определенные условия для осуществления экономической деятельности. Это повышает защищенность участников рынка, производящих различные банковские операции.
Важно! Кредитная организация может вести только те банковские операции, которые перечислены в ее лицензии.
Процесс организации лицензирования банковской деятельности
Порядок осуществления лицензирования изложен в статье 15 ФЗ-395-1. Для регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности необходимо подготовить пакет документов, которые перечислены в статье 14 ФЗ-395-1. Далее банк в течение шести месяцев обязан принять решение.
Важно! В случае лицензирования небанковских кредитных организаций, которые запрашивают разрешение на осуществление денежных переводов без открытия счетов, срок принятия решения сокращается до трех месяцев.
Законом предусмотрен следующий перечень документов:
- заявление на выдачу лицензии;
- устав организации;
- учредительный договор;
- документы, которые подтверждают источники средств учредителей (физических лиц), вносимых в качестве уставного капитала;
- бизнес-план организации, утвержденный ее учредителями на собрании;
- аудиторское заключение;
- документ, свидетельствующий об оплате государственной пошлины;
- анкеты кандидатов, претендующих на должности главного бухгалтера и его заместителя, руководителя организации и его заместителя;
- документы, позволяющие провести оценку деловой репутации учредителей организации.
Важно! В федеральном законодательстве закреплено право Центрального банка истребовать иные документы в налоговых органах и Министерстве юстиции РФ.
Если Банк России принимает положительное решение, документы направляются в Министерство юстиции для занесения организации в единый государственный реестр юридических лиц. Это действие должно быть осуществлено в течение пяти дней (рабочих). Далее Банк сообщает организации о том, что она должна в течение месяца оплатить свой уставной капитал.
Важно! Неоплата уставного капитала или его частичная оплата дает Банку России право обращения в суд для ликвидации организации.
После внесения полной суммы уставного капитала на специальный корреспондентский счет, открытый в Банке России, в течение трех дней организация получает лицензию, дающую ей право осуществлять определенные операции на территории РФ: принимать вклады у граждан, проводить кредитные и иные операции.
Если вам предстоит регистрация кредитных организаций и лицензирование банковских операций, обращайтесь в нашу компанию. Мы помогаем в:
- осуществлении регистрации кредитных организаций;
- получении лицензий небанковскими кредитными организациями;
- проведении лицензирования банковской деятельности.
Наши юристы окажут профессиональную помощь в подготовке документов для регистрирующего органа и осуществят весь процесс государственной регистрации и лицензирования в оптимальные сроки. Результатом нашего юридического сопровождения станет получение лицензии с первой попытки!