Самойлов Владимир - Страховой юрист
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

В соответствии со ст. 101.2 Налогового кодекса (НК РФ) плательщик налогов (юридическое, физическое лицо или ИП) вправе обжаловать в суде решение о привлечении к административной ответственности или о его отказе только после того, как оно было обжаловано во внесудебном порядке в вышестоящем ФНС.

Для юридических лиц? ИП и физических лиц предусмотрено судебное обжалование путем подачи иска в Арбитражный суд. Процедурные вопросы обжалования регламентируются Арбитражным процессуальным кодексом.

Процедура обжалования решения налогового органа в суде

Решение должностных лиц налогового органа (их действия или бездействия) может быть обжаловано путем подачи иска в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, ИП или компании стало известно о нарушении прав и законных интересов. Если этот срок был пропущен, то он может быть восстановлен судебным органом в соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ при наличии уважительных причин.

Юридические или физически лица, а также индивидуальные предприниматели могут подать иск в Арбитражный суд о признании ненормативных актов, решений, действий или бездействий сотрудников ФНС недействительными в случае, если у них есть основание полагать, что оспариваемые решения или действия:

• не соответствуют действующему закону;
  • нарушают права и законные интересы в экономической или предпринимательской деятельности;
  • возлагают на незаконных основаниях какие-либо обязанности;
  • создают препятствия для осуществления деятельности ИП, компании или гражданина.

Предварительная подготовка доказательств

До обжалования действий и решений налоговых органов следует позаботиться о сборе достаточной доказательственной базы.

Для этого следует убедиться в том, что:

• проверка налоговым органом проводилась на законном основании с учетом наличия сводного плана и предписания руководителя ФНС;
  • материалы фискальными органами были оформлены правильно. Вся документация должна быть составлена надлежащим лицом, в установленные сроки и вручена под роспись проверяемому лицу. В документах ФНС содержатся указание на соответствующие статьи закона. После их изучения можно будет получить больше информации о проводимых мероприятиях;
  • претензии налоговой службы обоснованы. Предъявляемые требования фискальный орган обязан обосновать ссылками на конкретные нормы закона;
  • сотрудники налогового органа соблюли все временные периоды, т.к. для проведения конкретного мероприятия законом отводится определенный срок. Нарушение этих сроков недопустимо.

Важно!

Чем внимательнее и наблюдательнее будет заинтересованное лицо, тем больше возможностей у него будет затем на выигрыш дела. Любые несоответствия и нарушения сотрудников ФНС можно использовать в качестве доказательств в процессе судебного заседания.

Пакет необходимых документов

Перед обжалованием решения налогового органа в суде следует подготовить предусмотренный законом пакет заверенных копий документов:

• обжалуемый акт;
  • жалобу вышестоящий налоговый орган и решение вышестоящего налогового органа;
  • документы, подтверждающие полномочия исполнительного органа компании о назначении руководителя и доверенность в случае осуществления полномочий иным лицом;
  • судебный иск об обжаловании ненормативного акта;
  • квитанция об уплате госпошлины в соответствии со статьей 333.21 НК РФ в размере 300 рублей для физического и не менее 2000 рублей для юридического лица;
  • документ, подтверждающий направление копии иска в адрес ответчика.

Важно! Каждая страница копий документов, которые будут предоставлены в суд, заверяется подписью руководителя компании с расшифровкой подписи и указания должности должностного лица. Если документов много, то они сшиваются, нумеруются, после чего заверяется вся пачка.

Составление искового заявления

Исковое заявление, образец которого можно скачать здесь, должно соответствовать ст. 199 АПК РФ и ст. 125 АПК РФ.

В нем в обязательном порядке указываются:

• название органа или должностного лица, принявшего оспариваемое решение или совершившего оспариваемые действия (бездействие);
  • дата принятого решения или время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • нормы закона, которые, по мнению заинтересованного лица, были нарушены;
  • требования о признании совершенных действий или принятого ненормативного правового акта незаконным или недействительным.

Рассмотрение иска

Обжалование действий и решений налоговых органов продолжается в суде после того, как туда попадают все необходимые документы, направленные лично или заказным письмом с уведомлением о вручении. Иск подается по месту нахождения налогового органа.

После поступления иска дело рассматриваются в течение 3 месяцев. Сюда входит время на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Если дело особо сложное и в нем участвует много заинтересованных лиц, то этот срок в соответствии с п. 1 ст. 200 АПК РФ может продлить своим мотивированным постановлением председатель арбитражного суда еще на 3 месяца, после чего он не может превышать 6 месяцев.

Рассмотрения всех документов осуществляется в соответствии с главой 20 АПК РФ. После этого выносится решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) ФНС.

После того, как Арбитражный суд первой инстанции примет решение, до его вступления в законную силу у заинтересованного лица имеется возможность обжаловать его в аналогичном суде апелляционной инстанции. Подать такую жалобу в соответствии со ст. 259 АПК РФможно в течение месячного срока после того как арбитражный суд первой инстанции принял свое решение.

Обжаловать решение налогового органа в кассационном порядке после вступления судебного вердикта арбитражного суда первой инстанции в законную силу можно только в том случае, если заинтересованное лицо подавало иск в апелляционную инстанцию или если арбитражным судом апелляционной инстанции было отказано в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Подать кассацию может лицо, участвовавшее в рассмотрении дела, или иные лица в случаях, установленных п. 1 ст. 273 АПК РФ.

В соответствии со ст. 276 АПК РФкассационная жалоба подается не позднее двухмесячного срока с момента обжалуемого решения в законную силу.

Судебные решения, которые уже вступили в законную силу, в соответствии с частью третьей статьи 308.1 АПК РФ можно пересмотреть в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ. В этом случае применяются правила главы 36.1 АПК РФ. Надзорные жалобы вправе подать лица, участвующие в деле, указанные в статье 42 АПК РФ.

Поданную жалобу в порядке надзора рассматривает Верховный Суд РФ в двухмесячный срок, если дело не истребывалось из суда нижестоящей инстанции и в трехмесячный период, если дело поступило в ВС РФ из суда его рассматривавшего.

Помощь адвоката по НК РФ

Простому предпринимателю или руководителю открывающегося предприятия очень сложно разобраться в нормах фискального законодательства. Самостоятельно освоить многочисленные статьи законов и подзаконных актов, которые достаточно сложны для понимания и постоянно меняются, очень проблематично. На это нужно еще терпение и немало времени.

Именно потому доверить такую работу следует доверить профессиональному юристу нашей компании.

Наши специалисты готовы оказать комплексную правовую поддержку, которая включает в себя:

• юридический анализ возникшей ситуации;
  • выявление слабых мест позиций фискальных органов;
  • подготовку соответствующих документов и жалобы;
  • составление искового заявления;
  • подготовку необходимых доказательств;
  • аргументированное оспаривание решений судебных органов;
  • помощь в отмене незаконных актов фискальных органов;
  • возможность сохранение или возврата денежных средств и репутации добросовестного налогоплательщика.

Важно! Несмотря на большие возможности наших юристов, не следует затягивать с обжалованием незаконных действий или вынесенных решений сотрудниками ФНС. В этом случае время будет играть против вас. Чем раньше вы обратитесь за помощью к нашим юристам, тем более высокими будут шансы на успех.

Стоимость услуг нашего адвоката по налоговым спорам

Стоимость услуг нашего профессионального юриста по налоговым спорам зависит от множества разнообразных факторов. Вы должны понимать, что услуги опытного специалиста, имеющего солидную и успешную практику ведения дел указанной категории, не могут быть самыми дешевыми.

Стоимость обжалования решений налоговых органов для каждого нашего клиента будет рассчитана индивидуально. Все будет зависеть от таких факторов, как сложность дела, общий объем работы, сроки подготовки и составления документов. Окончательная цена будет определена только после консультации со специалистом. При этом первую консультацию вы получите бесплатно.

Была ли эта статья для вас полезной?
Мы рады, что статья была полезной для вас
Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.
У вас есть вопрос к юристу?
Готовы задать вопрос сейчас?
Вы уверены что вам не требуется помощь профессионала?
Это бесплатно, быстро и удобно! Вы можете получить консультацию просто позвонив по телефону: